Черный цвет символика

Черный цвет символика

10 октября 2019 в 7:46

В эзотерической философии он символизирует высшую тайну мироздания. Следует отметить, что черный цвет и тьма — понятия различные. Черное ассоциируется с мраком и землей и является подлинной эмблемой всего скрытного, тайного и неизвестного. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь — со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности.

Символика черного цвета

Черный — символизирует тьму, мрак, траур, смерть, поглощение, а также тяжесть, беспросветность. Он отягощает, усиливает влияние рядом стоящего цвета. Черная дорога — это дорога раздумий о темных сторонах мира и жизни.

Часто черный цвет ассоциируется с пустотой и горем. С развратом и Черной Девой. С опасной, инфернальной стихией. С иррациональностью времени.

В буддизме черным характеризуется темнота скрытого Бытия. Черным цветом в христианстве наделяются Дьявол и Ад. Отсюда и цвет панихид — черный. Индуизм связывает этот цвет с чувственным движением «вниз». Каббала считается с царской властью черного цвета и соотносит его с пониманием ощущений.

И при посвящении в высшие степени масонства черный бархат ложи или мантии старшего святого брата говорит о «цвете смятения — цвете первоначала Премудрости».

В древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лица и руки жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. Вспомним черного человека, являвшегося Есенину и Моцарту, черную руку детских страшных историй и т. п. Нагнетание этого цвета характерно для магических текстов, например, в латышском заговоре говорится: «Черный мужик с бабой едут по дороге, глаза позади. У черного мужика черные лапти на ногах, черные чулки, черная сорочка, черные штаны, черная куртка, черный конь, черное седло, черная узда, черный батог. »

Чувство цвета является одной из самых первичных форм нашего познания внешних признаков предметов. В глазах восточного художника или философа цвет представляет внешнюю сторону Природы. Для того, кто желает пробиться сквозь пелену физической наружности предметов и сосредоточить свой разум на вечном пи, скрытом в вещах, а также в его собственной душе, соблазн цвета является серьезной помехой на пути к пониманию глубочайшей сущности и природы вещей и на пути к достижению первоначального единства с ними на самом глубинном уровне духовной жизни.

Отсюда также становится понятной та особая функция, которую играет черный цвет в восточной живописи. В полихромных картинах черный обычно действует как преграда хроматическим цветам. Он указывает на конец всех цветов, а следовательно, на конец жизненного дыхания, наполняющего природу. В живописи тушью, напротив, черный есть жизнь; он являет неограниченные возможности выражения и развития. Черный здесь — это не абсолютный черный. Ибо в его отрицании всех цветов, несомненно, сняты все цвета.

Согласно аналитической психологии цвета, в качестве предпочтительного черный выражает откровенное отвращение к происходящему. Здесь и оппозиционность, и даже негативизм. Импульсивно -разрушительное поведение. Устремления к агрессии. Конфликтность и четкая позиция протеста.

Черный — это абсолютное поглощение всех цветов и «света» с его условностями, моралью и правопорядком.

В настоящее время критерии кардинально изменились, и черный цвет стал символом утонченности и элегантности. Черные одежды носят обычно проповедники, духовные люди. Поэтому в нем можно видеть и помощь слабовольным пациентам в укреплении силы духа.

Значение черного цвета

Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам -хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное. У тюрских народов слово «кара» — «черный» обозначало север, темное небо которого с яркой полярной звездой служило основой для ориентации в ночи, и этим же словом обозначали все главное, большое. Поэтому «кара» служило и титулом человека — «черный», т. е. великий, могучий.

Существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У африканского племени ндембу женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» — любовь.

Черный цвет чрезвычайно популярен у женщин. Это до сих пор удивляет психологов: нравится одно, выбирают другое, а носят третье. Здесь -то мы и видим всю «противоречивость» логики женского интеллекта. Сознанию нравится белый, для мужа выбирается серый, а для себя — черный. Возможно потому, что этот цвет выражает нечто сокровенное и страстно желаемое.

Черный цвет совершенно противопоказан детям как цвет угрозы, навсегда закрывшейся двери, конца и смерти. Его редкое предпочтение свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике или о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее черный цвет, тем сильнее угроза, тем драматичнее состояние ребенка.

Если в юности наряду с черным предпочитаются желтый и фиолетовый, то может проявиться яркая натура драматического актера. Если при этом также предпочитается или отвергается сине -зеленый цвет, то может возникнуть ситуация, когда бурный сценический успех ведет в неврологический диспансер.

Как поглощающий все цвета спектра, черный цвет великолепно сказывается на состоянии организма, объединяя в себе все их лечебные свойства. Поэтому в отдельных случаях он может рекомендоваться в качестве общеукрепляющего средства лицам с ослабленным здоровьем.

Черный цвет сублимирует в себе хроматический архетип иррационализма.

Временной аспект черного сублимата — будущее: «Не знаем, куда придем. Нам туда не заглянуть никогда. »

Черный — это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения. Белый цвет — это чистый лист, на котором еще будет написана история, а черный цвет — конец, за которым уже ничего не будет. Белый и черный — начало и конец. Человек, который выбирает черный, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих, восстает против судьбы, склонен действовать опрометчиво и безрассудно. Каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности. Человек, отрицающий черный, демонстрирует желание не отказываться от чего -либо, контролировать свои действия и решения.

Популярные статьи

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

Черный цвет – это нечто особенное. Если мы говорим о психологических особенностях восприятия человеком разных цветов, то о черном цвете нужно говорить отдельно. Главная особенность черного цвета – это то, что в действительности он, поглощая все цвета, является синтезом всех остальных цветов, и этот факт дает черному цвету особую, магическую силу, способность доминирования и агрессивную власть. Человек, который предпочитает всем цветам черный или серый, монохромный по мнению психологов имеет проблемы с восприятием окружения, страдает от конфликтов или перенапряжения, несчастлив и стремиться к власти, но считает свои идеалы недостижимыми.

На черном фоне беспроигрышно смотрятся любые цветовые сочетания, цвета выглядят ярче, чем на белом фоне. Изящество черного цвета может указывать также на элитарность и уникальность предметов, и чтобы подчеркнуть специфику предметов роскоши или особенности высококачественных товаров, в рекламных целях часто используют сочетания черного с красным или золотистым.

СИНИЙ ЦВЕТ

Многие люди считают синий цвет своим самым любимым цветом, и широко известен тот факт, что большинство мужчин предпочитают именно синий цвет. Он вызывает у людей спокойствие и душевное равновесие, его часто описывают как наиболее спокойный, безмятежный, безопасный, мирный и опрятный цвет. Синий цвет может быть как легким и дружественным, так и сильным и мужественным. Его часто используется в интерьерах офисов, так как современные исследования доказывают, что в голубых или синих помещениях наблюдается наиболее высокая производительность труда. Синий цвет – это цвет неба, холодный и успокаивающий. Синий или голубой цвет способствует хорошему сну и создает иллюзию более быстрого течения времени, поэтому он хорош также для оформления спальни или комнаты отдыха. Но помните: переизбыток синего цвета может стать причиной угнетенного состояния духа!

Синий цвет менее всего способен вызвать аппетит. Это свойство синего цвета широко используется в программах по снижению веса. Он редко встречается в натуральных продуктах, и, пожалуй, трудно назвать что-либо синее из еды, кроме ягод голубики и некоторых сортов слив. Люди интуитивно избегают пищевых продуктов синего цвета, так как испорченные или ядовитые продукты часто бывают именно синего оттенка. Синий цвет также способствует снижению температуры и уменьшению пульса. Часто синий цвет отвергают курильщики.

Синий ассоциируется с водой, воздухом, — море, небо, — успокаивает, создаёт ощущение комфорта. Цвет стабильности, удовлетворённости. Символизирует вечные ценности, глубокие раздумья, внимание, самоуглубление; символизирует высоту и глубину (воздушная перспектива, создающая ощущение пространства, обычно синего цвета). Постоянство, преданность, правосудие, совершенство, мир.

Бледно-голубой цвет в сочетании со светло-розовым – отличный выбор для первых весенних теплых дней, а глубокий синий цвет более уместен для холодной зимы. Синий цвет в сочетании с зеленым дает свежий, почти акварельный эффект, а если хотите подчеркнуть свою элегантность, добавьте к этому сочетанию немного серого. Небесно-голубой или светлый серо-голубой цвет, особенно в сочетании с нейтральным светло-коричневым, бежевым или цветом загара создает эффект экологической чистоты и близости в природе. Сочетание интенсивного синего цвета с ярко-желтым, оранжевым или красным обязательно привлечет внимание резким контрастом, а комбинация темно-синего с белым создаст ощущение чистоты, свежести и искренности.

Читайте также:  Коробочки из джинсы своими руками

БИРЮЗА

Бирюзовый цвет самый холодный из всех цветов спектра. Он сочетает в себе два оттенка: зеленый и голубой, каждый из которых несет различную информационную нагрузку. Зеленая составляющая цвета умиротворяет и расслабляет, успокаивает отрицательные эмоции, дарит покой. В то время как голубой цвет в бирюзе ассоциируется с чистотой, обновлением, оздоровлением. Так что, можно сказать, что бирюзовый цвет способен повышать иммунитет, снимает усталость и раздражительность, успокаивает, очищает организм. Если человек нервничает, не может найти нужные слова, ему может помочь бирюзовый цвет, он придает уверенности в себе, позволяет найти контакт с окружающими.

Символами бирюзового цвета являются: волна, лагуна, дождь, очищение, спокойствие, сдержанность, легкость, безмятежность, солнечная гладь тропического моря. В интерьере светлый бирюзовый оттенок зрительно расширяет пространство, создает ощущение свежести воздуха, делает помещение светлым и солнечным. Он не раздражает, а наоборот успокаивает, снимает зрительную усталость. Синеватый оттенок бирюзы восстанавливает силы, помогает настроиться на размышления, медитации и освобождение сознания. Бирюза же зеленоватого оттенка считается мертвой, под влиянием этого цвета снижается активность и уменьшается работоспособность. Цвет этот непростой, бирюзовый никогда не выглядит пошло или дешево. Он ассоциируется с дворцовой элегантностью, роскошью и богатством. Вспомните восточную керамику, отделку натуральной бирюзой фасадов мечетей.

Бирюзовый цвет можно назвать цветом-хамелеоном. В различной обстановке и при разном освещении он воспринимается как два разных цвета. Рядом с синим цветом он смотрится как синий, а рядом с зеленым – как зеленый. Помимо синего и зеленого цветов, с бирюзовым отлично сочетаются яркие контрастные цвета, такие, как солнечный желтый, огненный оранжевый, кирпичный коричневый, ярко розовый. Но наиболее удачно он сочетается с пастельными тонами. Отличным связующим звеном между голубым цветом и бирюзовым могут служить аксессуары из серебра. А при переходе к зеленым тонам помогут золотые блики.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

Эмоциональное воздействие зеленого цвета на человека такое же, как и голубого – он так же, как и все оттенки синего, расслабляет и снимает напряжение, поэтому идеально подходит для интерьера комнаты отдыха или спальни. Если накрывать читаемый текст прозрачной пленкой зеленого цвета, то скорость чтения, понимания и усвоения прочитанного сильно возрастает. Он обладает оздоровительным эффектом и способствует снятию стресса. Люди, работающие в помещения с зеленым интерьером, реже страдают расстройствами желудка и другими кишечными заболеваниями. Медики знают, что он также снимает боль и усталость, уравновешивает и гармонизирует. Но надо помнить, что зеленый цвет не следует использовать в сочетании с белым или синим, иначе он может вызвать депрессивное настроение и вялость.

Зеленый в сочетании с красным вызывает у многих людей в мире воспоминания о рождественских и новогодних праздниках, так как почти везде такое сочетание является символом Рождества.
Многие психологи уверены, что тот, кто предпочитает зеленый цвет, боится попасть под чужое влияние и стремится к самоутверждению. Тот, кто любит зеленое, боится трудностей и жизненных проблем и стремится быть уверенным и даже самоуверенным. А вот люди эксцентричные, которые привыкли добиваться своих целей не активностью и волей, а эмоциями и страстями, обычно отвергают зеленый цвет и считают его совершенно неприемлемым. Зеленый цвет не любят и те люди, которые находятся на грани физического или психического истощения. А вот в ситуациях повышенной опасности или сильного волевого напряжения зеленый цвет предпочитают многие.

Зеленый цвет производит одновременно и согревающий, и охлаждающий эффект, этот цвет стабильности, гармонии и здорового баланса. Оденьтесь в любой оттенок зеленого, и вы сразу же почувствуете себя обновленной, возрожденной и полной свежих весенних сил. Но оливково-зеленые тона уже не так близки по своему психологическому воздействию к зеленому цвету, потому что они вызывают у многих скорее милитаристские или военизированные настроения. Сочетание в одежде зеленого и синего создает настроение живой природы – это цвета лесов и водоемов, свежей весенней зелени и чистых ручейков. Зеленый с коричневым, бежевым или цветом загара создает ощущение натуральности, подлинности, поэтому часто такие сочетания используют в упаковках органических продуктов. А трехцветная комбинация зеленого цвета с желтым, белым или черным – сочетание очень спортивное, и оно отлично подходит для активного отдыха. Зеленый с фиолетовым или сиреневым – тоже довольно контрастное, яркое и живое сочетание. А цвет зеленого лайма в сочетании с оранжевым и желтым создаст в одежде свежую и сочную фруктовую палитру.

ПУРПУРНЫЙ (ФИОЛЕТОВЫЙ) ЦВЕТ

Это самый короткий световой луч цветового спектра, который способен отличить человеческий глаз. Но по силе воздействия, один из самых эмоциональных и сильных. Фиолетовый одни очень любят, другие абсолютно не приемлют. Считается, что это «волшебный цвет», и действительно, в нем есть что-то загадочное. Может быть, темно-фиолетовый цвет вечернего неба вызывает в нас такие ассоциации? Художники считают, что в фиолетовом есть что-то болезненное и печальное. Ребенок, который рисует больше всего фиолетовым явно нуждается в помощи психолога — он несчастлив и подавлен, меланхоличен. Но если его любимый фиолетовый более пурпурный, бордовый или лиловый — возможно он мыслитель и интеллектуал, творческий человек. В жилых помещениях лучше использовать светлые тона лилового и фиолетового, глубокие и яркие его оттенки действуют утомляюще.

Пурпурный символизирует власть, достоинство, почет, величие, славу, мощь. Союз любви и правдивости, как сочетание красного и синего.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Красный цвет – это самый мощный цвет из всей цветовой гаммы. Красный – это яркий и теплый цвет, который пробуждает сильные эмоции. У всех людей красный цвет ассоциируется с любовью, теплотой и комфортом. Красный считается также агрессивным и раздражающим цветом, способным создать и возбуждение, и напряжение. В психологии личности, выбирающие красный цвет, стремятся к покорению, к успеху, к достижению; если говорить о любви, то это, скорее, чувственная страсть, потентность; поведение активное, может быть даже агрессивным, самоощущение оживленное, деятельное, воодушевленное. Красный цвет выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. Американский психолог Бертольд Шварц считает, что владельцы красных автомобилей – оптимисты, любящие жизнь и считающие себя очень счастливыми людьми. Если у человека красный цвет является любимым, то о нем можно сказать следующее: он смел, общителен и вспыльчив. Красный цвет предпочитают волевые и властные натуры, его любят альтруисты, красный цвет часто выбирают подростки. Если человек страдает комплексом неполноценности и испытывает страх перед ссорами, если он стремится к стабильности в отношениях и склонен к уединению, то красный цвет его раздражает. Красный цвет – это символ страсти, возбуждения, энергии, эротизма, поэтому отвращение к красному цвету или игнорирование его является признаком физической слабости или психического истощения.

Розовый близок больше к белому, чем к красному. Это — телесный цвет, цвет чувственности, авторитеты пищевой промышленности полагают, что это один из цветов, больше всего вызывающих аппетит.

Оттенки красного: алый, розовый, кармин, бордо, кардинал, багровый, багряный, ализариновый (крап, краплак).

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Жёлтый цвет является ярким, стимулирующим цветом, он увеличивает концентрацию, улучшает память, организует, способствует корректному и быстрому принятию решений, помогает понять новые идеи и точки зрения других людей, цвет оптимизма. Пробуждает желание открытости, свободы, подвижности, общительности. Цвет солнца и лета — в алхимии золото считалось застывшим солнечным светом. Как цвет, близкий золоту и солнцу, часто символизирует славу и божественную власть.

В китайских пяти элементах желтый — цвет земли — означает стабильность, зрелость, материальность.
Все оттенки желтого, от горячего оранжевого, солнечного золотого, лимонного, до землистых оттенков охры, оливкового, холодного стронция — все без исключения несут теплую, дружественную эмоциональную нагрузку. И в то же время совершенно неоднозначно воспринимаются. Желтый цвет – по действию сходен с оранжевым, укрепляющий, тонизирующий, оживляющий, открывающий человека для внешних позитивных воздействий, помогающий продлить хорошее настроение. Это цвет надежды и оптимизма. Подобно красному и оранжевому, увеличивает работоспособность, хотя и в меньшей степени, но на еще большее время. Благотворно влияет на творческую деятельность. Помогает при негативных психических состояниях: творческий блок, депрессия, заниженная самооценка, пессимизм.
Особенно отмечается его лечебное воздействие на органы пищеварения и печень. Желтый цвет усиливает аппетит. Желтый цвет помогает излечивать психоневрозы, так как имеет способность успокаивать и снимать нервное напряжение у человека. Желтый цвет приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Если вы хотите, чтобы ваши гости чувствовали себя непринужденно и веселились от души, украсьте гостинную желтыми предметами.
У детей повышает познавательный интерес. Однако в детской его надо использовать умеренно, чтобы ребенок мог спокойно засыпать. Если вы хотите расшевелить вялого пассивного малыша — повесьте в его комнате изображение солнышка!

Носить одежду с оттенками желтого цвета желательно, если нужно докопаться до деталей, когда вы учитесь, и вам нужна ясная голова, когда хотите привнести немного радости в свою жизнь. Не носить, если: испытываете страх, не хотите быть в центре внимания, хотите дать отдохнуть голове. Ярко-желтый может служить хорошим фоном для любого цвета (в Китае на желтом фоне всегда демонстрировали коллекцию фарфора). На желтой стене хорошо смотрится роспись по трафарету.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ

Белый цвет – это синтез всех цветов. В нем заложен многозначительный смысл, потому что он передает одновременно и теплоту света, и холод льда. Белый цвет никого не отталкивает, поэтому ему может отдать предпочтение человек с любым характером. Для белого цвета характерна нейтрализация его собственной силы, поэтому с точки зрения практической физиологии белое лучше использовать в сочетании с синим, красным или зеленым.

Читайте также:  Красивые прически для каре

Белый символизирует чистоту, целомудрие, мир, девственность, свет, мудрость, невинность и правду, набожность и религиозные обряды. Белый цвет в одежде помогает уменьшить раздражительность, снизить чувство разочарования и неудовлетворенности. Если у вас порой возникает ощущение того, что вы, как рабочая лошадка, «пашете» с утра до ночи, не покладая рук, а жизнь проходит мимо, то чаще носите белое. Белый цвет символизирует очищение и новое начало. Надев утром белую блузку, вы сразу почувствуете, как появляется возможность начать новый день «с чистого листа».

СЕРЫЙ ЦВЕТ

Черный, белый и серый – ахроматические цвета. В мифологии и искусстве серый цвет мало используется. Серый цвет соединяет в себе противоположные качества черного и белого, следовательно, чувствует себя отчужденно, всегда на вторых ролях (да он и не стремиться стать первым). Единственная цель серого – стабильность и гармония. Серый одинок. Люди, предпочитающие серый цвет, не верят, что эмоции могут что-то решить, не верят в искренность эмоциональных переживаний; считают, что эмоции можно проявлять только в определенных обстоятельствах (но только не сейчас). Отсюда их эмоциональная сдержанность и, следовательно, истощение. Серый цвет всегда стабилизирует процессы вокруг, но всегда выглядит раздвоенным и чувствует себя плохо. Серая одежда дает возможность быть свободным и хорошо успокаивает нервы. Серебристый серый всегда благороден, как само серебро он вызывает чувство стабильного достатка и удовлетворения без зависти (ведь он не золото!). И только ювелиры знают, что залежей серебра в природе намного меньше, чем золота, его цена стабильна, а без примесей оно цениться очень высоко!

Светло-серый действует очень легко, выражает свободу и возвышенное психоэнергетическое состояние, готовность к контактам, хорошо успокаивает, умиротворяет и тело и разум (стремится к белому). Стиль его движения – неприкаянность (цвет привидения).

Темно-серый воздействует спокойно и тяжело, возбуждение в нем заторможено и приглушено. Людям, предпочитающим темно-серый, свойственна повышенная чувствительность, у них доминирует потребность в душевном и физическом удовлетворении. Этот цвет выражает постоянную борьбу разума с беспричинной тревогой (он лишен внутренней энергии – характеризуется такими выражениями, как “подрезаны крылья”, “убитый, поломанный, но еще живой”). Такие люди страдают от своей чувствительности и отклоняют чувственные сердечные связи, т.к. не могут выдержать наплыва энергии.

Общее правило для всех цветов – если используется три разных цвета, то обязательно добавляется еще один из ахроматических цветов. Хитрость нейтрального серого в том, что рядом с любым другим цветом он визуально меняет свой оттенок на контрастный. То же самое свойство имеет и белый, и в меньшей степени черный цвет. Например, рядом с красным серый выглядит зеленоватым, рядом с оранжевым становится почти синим .

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Чёрный
HEX 000000
RGB¹ (r, g, b) (0, 0, 0)
CMYK (c, m, y, k) (0, 0, 0, 100 †)
HSV² (h, s, v) (-°, -%, 0%)
  1. Нормализовано к [0—255]
  2. Нормализовано к [0—100]

Чёрный — тон, отсутствие светового потока от объекта. В системе RGB обозначается как #000000. Оттенки чёрного цвета именуются серым цветом. Чёрный цвет является ахроматическим цветом, то есть цветом без оттенка, подобно белому и серому [1] . Он часто используется символически или фигурально для обозначения тьмы, а белый — для света [2] . Чёрное и белое часто использовались для описания противоположностей, таких как добро и зло, тёмные века против эпохи Просвещения и ночь против дня. Со времён средневековья чёрный цвет являлся символом торжественности и авторитета, и по этой причине его все ещё часто носят судьи, магистраты и др. [2]

Содержание

История [ править | править код ]

Чёрный был одним из первых цветов, который использовался художниками в наскальных рисунках во времена неолита [3] . В XIV веке в большей части Европы его носили члены королевской семьи, духовенства, судьи и правительственные чиновники. Европейские правители видели в этом цвет силы, достоинства, смирения и сдержанности. К концу XVI века это был цвет, который носили почти все монархи Европы и их дворы [4] .

В то время как чёрный цвет был цветом, который носили католические правители Европы, он был также символическим цветом протестантской Реформации в Европе и пуритан в Англии и Америке. Джон Кальвин, Филипп Меланхтон и другие протестантские богословы осудили богато окрашенные и украшенные интерьеры римско-католических церквей. Они видели в красном цвете, который носил Папа и его кардиналы, цвет роскоши, греха и человеческой глупости [5] . В некоторых североевропейских городах толпы людей нападали на церкви и соборы, разбивали витражи и портили статуи и украшения. В протестантской доктрине одежда должна была быть умеренной, простой и сдержанной. Яркие цвета были изгнаны и заменены черными, коричневыми и серыми; женщинам и детям было рекомендовано носить белое [6] ..

Во второй половине XVII века в Европе и Америке прошла эпидемия страха перед колдовством. Многие полагали, что дьявол появился в полночь на церемонии, называемой чёрной мессой или чёрной субботой, обычно в форме чёрного животного, часто козы, собаки, волка, медведя, оленя или петуха, в сопровождении их фамильярных духов, чёрной кошки, змеи и других чёрных существа. Отсюда широко распространилось суеверие о черных кошках и других чёрных животных. В средневековой Фландрии на церемонии, называемой Каттенштут (Kattenstoet), для отражения колдовства с колокольни Тканевого Зала Ипра были сброшены черные кошки [7] .

Он стал цветом, который носили английские романтические поэты, бизнесмены и государственные деятели в XIX веке, и цвет высокой моды в XX веке [2] . В Римской империи он стал цветом траура, и на протяжении веков он часто ассоциировался со смертью, злом, ведьмами и магией [8] .

Согласно опросам, проведённым в Европе и Северной Америке, этот цвет чаще всего ассоциируется с трауром, концом, секретами, магией, силой, насилием, злом и элегантностью [2] .

Чёрные чернила являются наиболее распространенным цветом, используемым для печати книг, газет и документов, поскольку они обеспечивают максимальный контраст с белой бумагой и, следовательно, самый лёгкий цвет для чтения. Точно так же чёрный текст на белом экране является наиболее распространенным форматом, используемым на экранах компьютеров [9] .

Эталоны и образцы оттенков [ править | править код ]

Физические эталоны [ править | править код ]

Абсолютно чёрное тело — это физическое тело, которое при любой температуре поглощает всё падающее на него электромагнитное излучение во всех диапазонах [10] . Таким образом, у абсолютно чёрного тела поглощательная способность (отношение поглощённой энергии к энергии падающего излучения) равна 1 для излучения всех частот, направлений распространения и поляризаций [11] [12] . Несмотря на название, абсолютно чёрное тело само может испускать электромагнитное излучение любой частоты и визуально иметь цвет. Спектр излучения абсолютно чёрного тела определяется только его температурой.

Близким к единице коэффициентом поглощения обладают сажа и платиновая чернь [12] . Сажа поглощает до 99 % падающего излучения (то есть имеет альбедо, равное 0,01) в видимом диапазоне длин волн, однако инфракрасное излучение поглощается ею значительно хуже. Наиболее чёрное из всех известных веществ — изобретённая в 2014 году субстанция Vantablack, состоящая из параллельно ориентированных углеродных нанотрубок, — поглощает 99,965 % падающего на него излучения в диапазонах видимого света, микроволн и радиоволн.

Среди тел Солнечной системы свойствами абсолютно чёрного тела в наибольшей степени обладает Солнце. Максимум энергии излучения Солнца приходится примерно на длину волны 450 нм, что соответствует температуре наружных слоёв Солнца около 6000 K (если рассматривать Солнце как абсолютно чёрное тело) [13] .

Пигменты [ править | править код ]

  • Углерод различного происхождения: графит, сажа, жжёная кость
  • Марс чёрный

Получение смешанных красителей [ править | править код ]

В типографии, для производства чернил и в других случаях нередко возникает необходимость синтезировать чёрный цвет, создав краситель, подходящий по другим физико-химическим свойствам (растворимость, светостойкость, сродство к заданному материалу поверхности и пр.) — путём смешивания нескольких красителей или пигментов. В частности, чёрный цвет можно получить по субтрактивной схеме при смешивании жёлтого, пурпурного и голубого красителей. Для производства растворимых чернил нередко используют смесь зелёного и красного красителей.

Старинные названия оттенков [14] [ править | править код ]

  • Антрацитовый — насыщенно-чёрный, с сильным блеском. Как правило, этот цвет использовали при описании цвета глаз.
  • Аспидный — чёрно-серый, от названия сланца — аспида, применявшегося для изготовления учебных досок.
  • Бардадым — бытовое наименование короля чёрной масти в карточных азартных играх.
  • Бычьей крови — чёрный цвет с красным отливом.
  • Карамазый — черномазый, чернявый.
  • Клуши — чёрная карточная масть — пика.

В истории, культуре, искусстве, этнографии [ править | править код ]

Чёрный человек,
Чёрный, чёрный,
Чёрный человек
На кровать ко мне садится,
Чёрный человек
Спать не даёт мне всю ночь.

Чёрный цвет в истории государственной символики России сыграл весьма примечательную роль: в знаменитой Куликовской битве в 1380 г. русское войско князя Дмитрия Донского сражалось под стягом с образом Спаса Нерукотворного. Цвета стяга были чёрный и золотой [15] .

В 1858 году, Указом императора Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-золотой-белый «флаг гербовых цветов». Первые полосы соответствовали чёрному государственному орлу в жёлтом поле. Нижняя полоса белая или серебряная соответствовали кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II. 28 апреля 1883 года Александром III было издано «Повеление о флагах для украшения зданий в торжественных случаях», предписывавшее использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Черно-жёлто-белый с этого момента считался династическим флагом царствующего дома Романовых.

Читайте также:  Камуфляжная расцветка фото

В России чёрный был ещё и цветом анархистов — под чёрным знаменем воевали отряды Н. И. Махно.

В культурном контексте чёрный цвет, как правило, символизирует зло, что подтверждают такие, часто используемые, метафоры, как «чёрный день», «чёрный список», «чёрная полоса», «чёрная овца» и др. [16]

Кроме того, в современной западной культуре чёрный цвет ассоциируется с сексуальностью, особенно женской: в частности, по этой причине популярно женское нижнее бельё этого цвета. Корни этого явления, возможно, следует искать в постулируемой в психоанализе и близким к нему направлениям философии связи между смертью (символическим выражением которой является чёрный цвет) и половым влечением, а также в популярном в западном обществе до XX века литературно-художественном образе представителей негроидной расы как сексуально распущенных и доступных (чёрное нательное бельё в этом случае могло рассматриваться как съёмная частица «чёрного» тела) [17] .

Крылатые выражения с чёрным [ править | править код ]

  • Чёрный юмор — особый вид юмора, в котором комический эффект достигается ниспровержением моральных ценностей, а смех вызывается тем, что в другой ситуации должно вызвать ужас. На высмеивании священных или неприкасаемых тем построена английская «чёрная комедия».
  • Нуар (от фр. noir — «чёрный») — литературный субжанр и направление в кинематографе.
  • Блэк-метал («чёрный метал») — музыкальный жанр.
  • Чёрный рыцарь — рыцарь в Средние века, который не имел при себе геральдических опознавательных знаков, что могло быть обусловлено либо отсутствием у рыцаря таковых, либо желанием скрыть собственную личность или личность своего сеньора.
  • Чёрная душа — говорят о коварном, недобром человеке.
  • Чёрная зависть — особенно ненавистное отношение к человеку, к его личным качествам, таланту, красоте, богатству. Именно чёрная зависть побуждает завистника делать злые поступки по отношению к этому человеку (например, Моцарт и Сальери).
  • Чёрная изба — тёплая часть крестьянской избы, с печью без дымохода (чёрной печью). В такой избе было много дыма, поэтому и называлась «чёрной».
  • Чёрная каша — другое название — русская каша, это круто сваренная гречневая каша.
  • Чёрная книга — так в XVIII столетии называли арифметику из-за её трудности.
  • Чёрная комедия — разновидность комедии, в которой едко высмеиваются злободневные, болезненные для общества и серьёзные темы.
  • Чёрная кость — о человеке, принадлежащем к низшему сословию.
  • Очернить — оклеветать кого-либо.
  • Чёрная смерть — о чуме, которая свирепствовала в средние века.
  • Чёрная страница — неудачное время или случай в жизни.
  • Чернедь — чернь, простой народ.
  • Чернобог — божество у славян. Изображался в виде зверя.
  • Черноборец — сборщик чёрной дани на Руси; чёрная дань — подушная подать.
  • Чёрное дело — плохое, нехорошее дело.
  • Чёрное духовенство — монашествующие священники.
  • Чёрное золото — о нефти.
  • Чёрное пятно — о чём-либо порочащем человека.
  • Чернокнижие — в старину: колдовство, основанное на знакомстве с нечистой силой. Колдун пользовался особыми, чёрными, колдовскими книгами. Чернокнижник — тот, кто занимался чернокнижием.
  • Чёрные береты — обозначение бойцов особого подразделения милиции — отрядов специального назначения (ОМОН).
  • Чёрные люди — тяглое население Руси, те, кто платил дань, тягло.
  • Чёрный двор — включённый в посадское тягло. По-другому, тяглый двор.
  • Чёрный передел — народническая организация во второй половине XIX века.
  • Чёрный рынок — торговля товарами и услугами, продажа которых запрещена или существенно ограничена.
  • Чёрный человек — символ господства тёмного начала в человеке, например у Пушкина персонаж поэмы Сергея Есенина.

Мифология, поверья и легенды [ править | править код ]

  • Чуваши животным чёрного цвета приписывают сверхъестественную силу. Считается, например, что ворон знает злонамеренность всех людей и каждый раз, когда он, каркая, пролетает над людьми, он тем самым предсказывает будущее, предупреждает о бедах. Если у матери-чувашки один за другим умирают малые дети, то новорождённому ребёнку, чтобы он остался в живых, дают имя какого-либо животного чёрной масти. По чувашским же поверьям, петух чёрной масти приносит счастье своему хозяину.
  • Люди в чёрном — городская легенда, распространённая в основном в США. Часто встречается в массовой культуре как элемент различных теорий заговоров, связанных с НЛО и похищением людей инопланетянами.
  • Самое знаменитое поверье с чёрным — это поверье о чёрном коте (кошке), перебегающем дорогу человеку. Особенно якобы плохо, если кошка бежала «за пазуху», то есть по направлению к застёжке на одежде. Чтобы «предотвратить несчастье», нужно пойти другой дорогой или хотя бы трижды сплюнуть через левое плечо и продолжить путь, сложив кукиш в кармане или держась за пуговицу. Русская народная примета гласит, что появление в доме чужого чёрного кота — предвестье беды. Было и такое поверье: во время грозы чёрный кот притягивает на себя молнию, поэтому его непременно выбрасывали на это время на улицу.

Символизм [ править | править код ]

  • Чёрный цвет часто является символом ухода от земных радостей, смерти, скорби, стресса, траура, неоднозначности, тайны и пугающей неизвестности («тайна покрытая мраком»).
  • В японской культуре чёрный — символ возраста и опыта по контрасту с белым цветом, который символизирует ученичество, молодость. Чёрный цвет символизирует высший ранг во многих боевых искусствах (чёрный пояс).
  • В тюркской истории, топонимике чёрный «кара» означает понятие «великий», «большой», «непобедимый». Империя Караханидов — Великие (Чёрные) ханы, Кара-Кумы (не чёрные пески, а большая пустыня), Кара-Булак, Кара-калпак и даже сказочный «Кара-Бас Барабас» — в переводе «Чёрная голова» с тюркского.
  • Чёрный цвет в узелковой письменности инковкипу обозначал время. То есть на чёрных нитях записывалось «время», «срок», годы, исторические события, понятие «от начала чего-либо (например, от начала правления короля инков)» [18] ; чёрный цвет потому, что «кипу сообщало, сколько ночей прошло с момента того или иного события» [19] . Также — болезнь (при наличии ключа в главном шнуре). В археологических кипу этот цвет встречается только в комбинации с другими цветами.
  • В Средние века чёрная кошка была одним из атрибутов ведьмы. Суеверные люди и сейчас считают, что если чёрная кошка перейдёт дорогу, то это к несчастью.
  • Чёрный — традиционный цвет анархистов. Под чёрным знаменем воевали отряды Н. И. Махно во время Гражданской войны в России (1917—1922). История чёрного знамени восходит к временам Лионских восстаний (1831 и 1834 годы), когда восставшие красильщики использовали чёрный флаг в противовес монархическому флагу, где преобладал белый цвет.
  • Чёрный цвет ассоциируется с фашизмом, из-за фашистских отрядов в Италии (чернорубашечников) и одного из вариантов формы СС.
  • Чёрный цвет является, наряду с красным, жёлтым и зелёным, одним из панафриканских цветов, символизируя Африканский континент и его коренных жителей.
  • Традиционно во многих странах в чёрный цвет окрашиваются автомобили, выполняющие официально-представительские функции (хотя в южных республиках СССР чиновники ездили, наоборот, на белых машинах) [20][21][22] .

Религия [ править | править код ]

В христианстве считается, что вселенная была чёрной до того, как Бог создал свет. Во многих религиях говорится о том, что мир был создан из изначальной тьмы [23] . В Библии свет веры и христианства часто противопоставляется тьме невежества и язычества. Христианского дьявола называют «князем тьмы».

Православные, католические и протестантские священники носят чёрные облачения. Чёрный в христианской символике противостоит белому. Он поглощает все цвета и свет, символизирует ад, удалённость от Бога. В православной иконописи чёрный поэтому используется крайне редко: в композиции «Распятие» под Голгофским крестом обнажается чёрная дыра в которой видна голова Адама — первого согрешившего человека; чёрным пишется пещера, из которой выползает змей, поражённый Георгием. В остальных случаях используется тёмно-красный, коричневый, иногда даже и синий. Например, чёрных коней изображали синим, чтобы избежать чёрного.

Однако символика чёрного цвета приобретает совершенно иное звучание в самой церковной жизни. Чёрный — цвет монашества. Монашество — это «церковь в церкви», Это «сугубая церковь», это «соль» нового общества, открывшегося во Христе. Вступающий на монашеский путь, отрекается от мира и всех земных интересов. Так как монах умирает для мира, то и цвет монашеских одежд — чёрный, цвет траура и смерти. Но в данном случае чёрный цвет — это глубокий символ будущих «белых одежд», будущего просветления. Чёрными монашескими одеждами выражается символика предельного унижения и умирания на пути к свету и славе по примеру Христа, спустившегося во ад, чтобы прорубить врата смерти. Чернота должна преобразиться в белое и золотое сияние апокалипсического будущего века [24] .

В исламе чёрному, как и зелёному, придаётся большое значение. Чёрным было знамя, которое несли воины Пророка Мухаммеда, также оно присутствует у шиитов (предвещая приход Махди).

В индуизме Кали, богиня времени и изменений, изображается с чёрной или тёмно-синей кожей. Её имя значит «чёрная» [25] .

Функциональность [ править | править код ]

В XIX и XX веке технику и машины (например, телефоны, швейные машины, пароходы, локомотивы, автомобили) часто выпускали в чёрном цвете, чтобы подчеркнуть их функциональность. Первый серийный автомобиль с 1914 до 1926 года был доступен только в чёрном цвете. Из всех средств передвижения только самолёты редко красят в чёрный цвет [2] .

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector