Элементы древнерусской одежды

Элементы древнерусской одежды

Одежда играет важную роль в истории и культуре каждого народа. Она не только помогает ученым в исторических и этнографических исследованиях, но и оказывает сильное влияние на современные модные тенденции. Одежда Древней Руси не стала исключением из правил. Даже не смотря на то, что в 1699 году Петром I были введены запреты и ограничения на ношение национальных костюмов в крупных городах, на периферии древнерусскую одежду продолжали носить вплоть до начала 20 столетия!

Чем отличались костюмы или, как их тогда называли, платья на Руси в период с XIV по XVII века? Какой одежде и обуви отдавали предпочтение женщины и мужчины тех времен? Каким образом нашли свое отражение тенденции древнерусской моды в современной жизни России и стран СНГ? Об этом вы узнаете из материала, подготовленного специалистами компании SecondPro.

Основные особенности одежды на Руси

На формирование модных традиций Древней Руси оказывали влияние самые различные факторы. Среди них можно выделить:

  • региональные особенности климата, по которым различают северный и южный типы одежды;
  • социальное положение, выделяющее знать, крестьян, представителей религии и военнослужащих;
  • гендерная принадлежность, определяющая модные традиции для мужчин и женщин;
  • сезонные особенности, четко разделяющие летний и зимний гардероб Древней Руси.

К перечисленным пунктам следует добавить фактор времени. В разные века существования древнерусского государства мода отличалась. Причем если в гардеробе крестьян существенных изменений практически не происходило, то костюмы дворян, купцов и других представителей знати имели достаточно отличий в разные исторические периоды.

Помимо того, что на изменениях сказывалось появление новых материалов и технологий изготовления, воздействие на моду также оказывали зарубежные веяния. В особенности это проявилось в 17 веке, когда по указу Петра I все знатные мужчины и женщины были просто обязаны носить одежду венгерского платье, верхне-саксонского, французского или немецкого происхождения!

Далее рассмотрим, из каких элементов состоял традиционный мужской и женский гардероб в Древней Руси.

Летняя одежда древнерусских женщин и мужчин

Основной летней одеждой мужчин являлась длинная рубаха или сорочка с треугольными клиньями по бокам от пояса. В зависимости от предназначения рубахи делали с разной длиной рукава. Ворот мог отсутствовать или имел форму стойки, которую укрепляли при помощи кожи или бересты. Как правило, для рубахи с воротом делалась застежка на пуговицу. При этом посередине груди или слева находился разрез на завязках. Для представителей знати рубаха являлась нижней одеждой, а для крестьян — верхней. Отдельно выделяли домашние (горничные) рубахи, которые шили из шелка.

Порты или гачи, ставшие прообразом современных штанов, также входили в состав традиционного летнего костюма древнерусских мужчин. Порты удерживались при помощи обычного шнура или пояска-гашника с небольшой сумочкой (именно отсюда пошло хорошо знакомое нам понятие «загашник»). Их заправляли в онучи, которыми обматывали нижнюю часть ноги, подобно современным портянкам в армейском гардеробе. Нередко летний гардероб мужчин дополняли головные уборы. В основном это касалось знати, которая примерно с 14 столетия начала носить тафьи — плоские маленькие шапочки круглой формы, напоминавшие тюбетейки и защищавшие голову от прямых солнечных лучей.

Гораздо более разнообразным был летний гардероб древнерусских женщин. Как и у мужчин, его основой была рубаха. Однако ее покрой несколько отличался от мужского. Кроме того, женские сорочки были более выражены в декоративном плане — крестьянки украшали их яркими вышивками, а знатные дамы предпочитали расшивку жемчугом. Следующий популярный элемент женского гардероба из коллекции «Древняя Русь. Лето» — сарафан. Эта разновидность платья без рукавов была популярной на севере и юге.

Как и представители сильной половины населения, дамы тех времен носили онучи, так как не родились еще на тот момент изобретатели эластановых кружевных колготок и чулок. Среди других элементов древнерусского женского гардероба на лето можно выделить поневу, которая носилась на бедрах девушками, достигшими возраста невесты. У представительниц богатой части населения также пользовался популярностью летник — расширяющееся книзу платье с длинными колоколообразными рукавами. Его летний вариант называли распашницей, а отличие от обычного сарафана заключалось в застежке на пуговицах, расположенной спереди.

Зимняя женская и мужская одежда в Древней Руси

Зимний гардероб древнерусских мужчин чаще всего состоял из тулупа с поясом, меховой или войлочной шапки и все тех же онучей. Штаны одевали только в сильные холода или в тех случаях, когда приходилось снимать тулуп. Рубаха и здесь оставалась обязательным элементом. Однако в зимнем варианте костюма она выступала в качестве нижней одежды как у знати, так и у крестьян. Гардероб купцов и дворян был более разнообразным. Они могли себе позволить кафтаны, кожухи, бекеши (короткая меховая одежда), терлики (удлиненные кафтаны с меховой отделкой) и другой «эксклюзив».

Классикой древнерусского зимнего костюма у женщин являлась телогрея — длинная одежда с меховой подкладкой и передней застежкой от верха до подола. Также в гардероб крестьянок входили кожухи, варежки, чепцы и платки. Под телогрею или кожух надевали сарафаны. Если представительницы бедных слоев населения довольствовались тем, что одежда согревала их в зимние морозы, то знатные дамы также уделяли внимание эстетическому вопросу.

Именно в те времена появились шубки, которые отличались от обычных шуб более изящным кроем. Заметим, что тогда это было название конкретного отдельного вида одежды, а не сленговое обозначение эксклюзива, используемое в наши дни. Их сочетали с оригинальными горлатками (головной убор) и меховыми муфтами.

Обувь жителей Древней Руси

Популярными видами древнерусской обуви были:

  • плетенные из древесного лыка лапти, которые для прочности подошву подплетали лозой или подшивали кожей;
  • кожаные башмаки с завязками на шнурках, популярные только у городского населения;
  • сапоги на каблуках, отличавшиеся тупыми носками (реже представители знати носили сапоги с носками, загнутыми кверху);
  • сафьяновые, бархатные или атласные чеботы, представлявшие собой изящные полусапожки (носились знатью, для крестьян могли входить в праздничный гардероб);
  • ичиги, имевшие форму сапог, однако относившиеся к легкой летней обуви с мягким носком и жестким задником;
  • валенки, отличавшиеся максимальной теплотой и сравнительной простотой изготовления, благодаря чему сохранили свою актуальность по сегодняшний день.
Читайте также:  Ногти аппаратный маникюр

Важно добавить, что перечисленные выше виды древнерусской обуви в основном носились только дворянами, знатью и купцами. Для большинства крестьян и летом, и зимой единственным предметом этой части гардероба оставались лапти, а многие в теплое время и вовсе обходились без них!

Современное значение древнерусской одежды

Традиции древнерусской моды сохранились и в наши дни. В то время как историки и этнографы занимаются восстановлением различных утраченных фактов, многие дизайнеры активно внедряют элементы одежды и обуви давних времен в своих новых коллекциях. Кроме того, народные костюмы Древней Руси часто используются при организации мероприятий. Корпоративные вечеринки, тематические дни рождения и свадьбы в фольклорном стиле — направление, уверенно набирающее популярность.

Костюм древних восточных славян (6-9 века)

Условия жизни древних восточных славян — древлян, радимичей, вятичей и др. — были такими же, как и у их соседей — скифов и сарматов. Вероятно, и одежды у них были одинаковыми. Изготовляли их древние славяне из кожи, войлока, грубой шерстяной ткани. Позже костюм восточных славян под влиянием греческих, римских и скандинавских одежд стал богаче.

Мужской костюм

Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы.

Женский костюм

У женщины одежда была такая же, как и у мужчин, но длиннее и шире и изготовлялась из менее грубой кожи и ткани. Белые холщовые рубашки длиной ниже колен украшались вышивкой по вырезу круглой горловины, по подолу и рукавам. На длинные юбки пришивались металлические пластинки. Зимой женщины надевали короткие накидки (душегрейки), шубки.

Обувь

В дохристианский период древние славяне носили онучи (холст, которым обертывали ногу) с подошвами, прикрепленными к стопе ремешками, а также сапоги, которые изготовляли из целого куска кожи и завязывали ремнем у щиколотки.

Прически и головные уборы

На голове древние славяне носили бронзовые обручи, круглые меховые шапки с околышем, войлочные колпаки, повязки. У мужчин были длинные или полудлинные волосы, подстриженные на лбу, и бороды.
Женщины носили головные повязки, позже — платки. Замужние славянки покрывали голову очень большим платком, спускавшимся по спине почти до пят.
Девушки волосы распускали, женщины заплетали их в косы, которые обертывали вокруг головы.

Украшения

Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди — вот основные украшения и мужчин, и женщин.
Женщины носили металлические головные обручи, мужчины — уборы в виде шапки, из бронзовых колец. Украшениями были и шейные кольца в форме витого обруча; гривны — густо нанизанные серебряные монеты или полуобруч с цепочками. К шейным кольцам, нагрудным цепочкам прикреплялось множество подвесок, в основном, бронзовых, в виде колокольчиков, крестов, фигурок животных, звезд и т.п., а также бусы из зеленого стекла, янтаря, бронзы.
Мужчины щеголяли кожаными поясами с бронзовыми чеканными бляхами и длинными нагрудными цепями.
Женщины с удовольствием носили серьги с подвесками, височные кольца, скалывали на плечах верхнюю одежду красивыми парными булавками.
И мужчины, и женщины носили браслеты и перстни — гладкие, с узорами, или спиралевидные.

Костюм Древней Руси (10-13 века)

После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и византийская одежда.
Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность.
Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами, и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок». Это и бархат (с тисненым рисунком или шитый золотом), и парча (аксамит), и тафта (шелковая узорная ткань с рисунком). Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом качеством тканей.
Женские и мужские наряды богато украшались вышивками, жемчугом, отделывались мехами. На костюмы знати шел дорогой мех соболя, выдры, куницы, бобра, а крестьянская одежда шилась из овчины, заячьего, беличьего меха.

Мужской костюм

Древний русич носил рубаху и штаны («порты»).
Рубаха — прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные, из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» — прототип будущих манжет.
Рубахи шили из ткани разных цветов — белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Носили их навыпуск и подпоясывали. У простолюдинов были холщовые рубахи, которые заменяли им и нижнюю, и верхнюю одежду. Знатные люди поверх нижней рубахи надевали еще одну — верхнюю, которая расширялась книзу, благодаря вшитым в бока клиньям.
Порты — длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, которые подвязывались на талии шнурком — «гашником». Крестьяне носили холщовые порты, а знать — суконные или шелковые.
Верхней одеждой служила «свита». Она также была прямой, длиной не ниже колен, с длинными узкими рукавами, книзу расширялась за счет клиньев. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка — «калита». Для зимы свиту делали на меху.
Знать также носила небольшие прямоугольные или округлые плащи «корзно», имевшие византийско-римское происхождение. Их накидывали на левое плечо и застегивали пряжкой на правом. Или же прикрывали оба плеча и застегивали спереди.

Женский костюм

В Древней Руси красивыми считались женщины со статной фигурой, белым лицом, ярким румянцем, соболиными бровями.
Русские женщины заимствовали восточный обычай красить лицо. Они покрывали лицо густым слоем румян и белил, а также чернили брови и ресницы.
Женщины, как и мужчины, носили рубаху, но длиннее, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя, из более дорогой ткани.
Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани — «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром.
Девушки надевали поверх рубахи «запону» — сложенный пополам прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Запона была короче рубахи, по бокам не сшивалась и всегда подпоясывалась.
Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был «навершник» — вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами.

Читайте также:  Фирма lenne детская одежда

Великокняжеский костюм

Великие князья и княгини носили длинные и узкие туники с длинными рукавами, в основном, синего цвета; затканные золотом пурпурные плащи, которые застегивались на правом плече или груди красивой пряжкой. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями, и «бармы» — широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. Царский венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. Княгини под венец надевали покрывало, складки которого, обрамляя лицо, ниспадали на плечи.
Так называемая «шапка Мономаха», опушенная собольим мехом, с алмазами, изумрудами, яхонтами, и крестом наверху, появилась гораздо позже. Существовала легенда о ее византийском происхождении, согласно которой этот убор принадлежал деду Владимира Мономаха по матери — Константину Мономаху, и Владимиру его прислал византийский император Алексей Комнин. Однако установлено, что шапка Мономаха была изготовлена в 1624 г. для царя Михаила Федоровича.

Окружающие события всегда оказывали влияние на вкусовые предпочтения человека, его взгляды, интересы. Так, в нашем обществе еще 20 лет назад было принято во все глаза смотреть на запад и без зазрения совести, в чистую, копировать все их привычки, пристрастия и повадки.

Те времена прошли, страна повзрослела, и мыслящие представители общественности стали приходить к выводу о том, что мы совсем не знаем наших корней. Так мы начали потихоньку углубляться в свое прошлое.

Появилось много информации, легенд и вымысла относительно истории наших прародителей. Ежедневно дискуссии на эту тему лишь усиливаются. Широкую популярность приобрели различные обереги, предметы одежды, различные аксессуары, которые могут быть причастны к славянской культуре.

Но в этой статье мы будем говорить о славянской одежде. Информации о ней много, очень много. Мы лишь бегло пробежимся по основным моментам. Подробности же будут раскрывать в последующих статьях.

* Сегодня у нас есть фото украшений и реконструкции древнеславянской одежды, как женской, так и мужской. Картинки чуть ниже.

Одежда славян как хранитель истории, верований, традиций

Несмотря на то, что основной функцией одежды является прикрытие наготы и защиты организма от климатических условий, наши предки в каждый элемент вкладывали глубокий смысл. Так формировались целые культуры.

Одного взгляда на человека было достаточно, что бы понять к какому роду и племени он принадлежит, чем занимается, и в каком статусе находится среди сородичей. Это очень помогало быстро понять как вести себя при общении с незнакомцем, и чего от него можно было ожидать.

Приверженность определенному гардеробу определялась с самого рождения.

  1. В соответствии с поверьями, новорожденного принимали в рубашку, сшитую руками самой старой женщиной рода, с тем чтобы он повторил ее путь, прожив долго и счастливо.
  2. Далее в дело шла старая не стираная отцовская рубаха. Ее задача — привить любовь к сородичу.
  3. На пеленки шли обрывки одежды других взрослых родственников. Считалось, что так малыш перенимает их положительные качества.

Всегда проводилось строгое разграничение между праздничной и повседневной одеждой славян. Внешне это отражалось как в наличии дополнительных атрибутов и аксессуаров, так и в цветовой гамме. Не мало внимания уделялось и качеству материала. Каждому элементу и цвету придавалось особое значение. При этом красящие вещества давала сама природа: кора деревьев, трава, листья некоторых растений.

Значение цвета в древнерусской одежде

Смысл и значения цветового оттенка славянской одежды:

Зеленый — символ богатой растительности и жизни, которую она дарует;

Черный — ассоциируется с землей, в положительном смысле. Поскольку земля всегда приносит урожай;

Синий — небесный цвет. Одновременно, означает и водные просторы.

Словом, все мыслимые стихии к которым предки относились с большим почетом и уважением. В отдельную категорию можно выделить элементы гардероба красного цвета.

Слово "красный" и его производные всегда произносились в речи для определения красоты, нарядности. Аналогично особо выделялось и золотое шитье. Его значение — Солнце. Было довольно распространено в Киеве.

Каждая деталь гардероба имела свое отличие, предназначение и являлась знаком чего-либо.

Воротник

Считается, что древнерусские воротники — традиционно косые или в виде выреза, иногда прямые, с двумя способами застегивания:

  1. иногда на пуговицу,
  2. иногда при помощи ленты.

Однако, воротники тоже были разнообразны, и шились из различных тканей, и по-разному украшались:

Удавалось находить в курганах воротники из шелка, украшенные жемчугом.

Стоячие воротники, основой которым была береста или кожа. Высота такого воротника примерно 2.5 см, узоры выполнены слева от разреза.

Помимо косых воротов, распространены были в форме трапеции или каре.

Очень широко распространялись косоворотки, воротники-стоечки. Высота такого воротника 2.5-3 см. Они имели вышивку и застежку-пуговку (справа) и петельку для нее (слева).

Рукава

И в мужских и в женских рубахах рукава всегда были чуть длиннее требуемого. Это позволяло делать из них красивые складки, засучивая, и подвязывая тесемочками или лентами у запястья.

Возможно, рубахи как таковые были объектами священнодействия. Кроме исторических догадок, основанных на сохранившихся документах, намеки на это можно уловить и в сказках. Например, эпизоды, где прекрасная девица взмахом рукава творила чудеса (Царевна лягушка). Ведь известно, что все сказки родились из древних преданий, путем которых славяне доносили принципы своих верований до детей.

Сарафан

Будет удивительным узнать, что чисто женским нарядом этот предмет одежды стал относительно не давно. На заре своего появления, был замечен и в мужских образов.

Традиционная выкройка представляла собой полукруг — из соображений экономии материала. Очень популярный элемент образа у представителей всех слоев населения до петровских реформ.

Читайте также:  Процедуры после пилинга лица

Штаны

При раскопках археологи находят изображения, на основе которых можно сделать вполне достоверный вывод о славянском быте. В частности касается это и штанов. Недвусмысленные рисунки демонстрируют узкие модели, длиной не более чем до щиколотки. В этом месте они заправлялись в онучи — длинные широкие полоски ткани, которые обматывались вокруг голенища.

Всегда являлся элементом одеяния и мужчин, и женщин.

  1. Женский покрой — тканый, широкий, завязывающийся под грудью, с остатками длинного конца.
  2. Мужской вариант очень похож на современный ремень. Именно в тех временах и теряются его исторические корни. Главный символ воинского достоинства — вот чем являлся ременной пояс для взрослого мужчины.

Особую ценность являли собой полоски кожи срезанные с раненного во время охоты, но еще не мертвого тура — дикого свирепого быка.

Головной убор

Опираясь на документальные источники, ученые делают вывод, что шапкой мужской головной убор на территории обитания славян назывался с момента своего изобретения. Вид они могли иметь разнообразный. Материал для изготовления также использовали всевозможный. Всё как в современном мире моды.

Объединяло модели обязательная традиция. Шапку необходимо было снимать перед старшим по статусу или возрасту, уважаемым, авторитетным человеком. А в общем и целом, о мужских головных уборах славян мало что известно.

К женскому аналогичному атрибуту относились более трепетно. В славянской одежде — это было основной защитой от злых сил. Непокрытой девичья голова могла оставаться только до замужества.

Длинная коса всегда приветствовалась окружающими. В то время как распущенным локонам придавали особую магическую силу — они могли приворожить суженного. Повзрослев, допускать подобный внешний вид возбранялось. Это могло навлечь беду на весь род: неурожай, гибель скота и прочие неприятности. С тех пор слово "опростоволосилась" употребляется в самом негативном смысле. Изначально оно имело буквальное значение — опозорила род.

В курганах были найдены фрагменты головных уборов, выполненные из:

Нередко находили крученые нити и ленты из этих же материалов. А так же металлические ленты из серебра, бронзы и иных сплавов.

Неотъемлемым элементом женских головных уборов были височные кольца.

По своей конструкции женские головные уборы можно разделить на три типа:

  1. сложные головные уборы, состоящие из большого количества деталей;
  2. головные уборы ленточного типа;
  3. из куска цельной ткани.

Обувь

Два самых распространенных типа:

Лапти. Плелись и лыка, бересты или кожаных ремешков. Отличались расцветкой, узором, дополнительными украшениями (в праздничном варианте).

Кожаные башмаки. Привилегия городских, состоятельных жителей.

Верхняя одежда

Как нам известно, древнерусская одежда была в основном двубортной. Отсюда и популярность стоячих воротничков.

Из трех основных элементов состояла верхняя одежда славян:

Здесь они приведены списком, который соответствовал порядку облачения. Для их изготовления в ход шел самый разнообразный материал, в зависимости от назначения, статуса и состоятельности будущего владельца: от самого простого сукна до великолепных мехов.

В последнем недостатка не было, но он очень ценился, в том числе и далеко за границей.

Реконструкция древней славянской одежды

По материалам, которые удалось собрать археологами, по старинным изображениям, летописям и прочему удалось реконструировать древнерусский костюм.

На рисунке 71-73 представлена реконструкция княжеско боярского убора. Эти одежды известны по фрескам 10-13 вв. На их основе можно сделать вывод, что женская княжеская одежда по крою была двух типов:

  1. Платья прямого покроя, перехваченные поясом у талии. Рукава у такой одежды могли быть и узкими, и широкими с опястьем. Чаще всего такие платья шили из однотонной ткани и украшали подол орнаментом. Иногда каймой или оплечьем. Табл. 71 (1)
  2. Прямые и немного расширяющиеся к низу платья, с узким рукавом и опястьем. Шили их из богатой ткани с орнаментом, украшали каймой, вышивкой и оплечьем. Именно такие наряды плотно вошли в княжеский костюм в 16-17вв. Рис. 73 (1, 2).

На рисунке с реконструкцией княжеской одежды изображены кожаные сапоги. Предположительно, такие носили в Новгороде.

Женская княжеская одежда

На рис. 71 (1) у княгини на голове венец. Их форма могла быть различной, тут изображен такой. Подобные ему находили в одном из киевских курганов (рис. 72 (2, 3)). Снизу, на рясны (древнерусские украшения) к нему крепятся колты (древнерусское полое женское украшение из металла).

Эти колты обнизаны обнизаны полыми шариками, а рисунок на них изображает плетенку и двух грифонов, по обе стороны от нее (рис. 72 (4)).

Такой же узор из плетенки мы видим и на воротнике женщины. Плюс ко всему, золотую вышивку воротника дополняет рисунок из крестов. Застегивался ворот на полые пуговки из серебра с изображением все той же плетенки (рис. 72 (5)). Таким образом, головной убор и ворот составляют единый ансамбль.

Оплечье платья, пояс и подол украшали тиснеными бляшками и шитьем. В центре платье украшали ленты, расшитые золотом (рис. 72 (8)).

Орнамент на лентах очень схож с орнаментом на браслетах (рис. 72 (6, 7)).

На рисунке 73 (1) мы видим парадный костюм княгини. На рисунке 73 (3) представлен костюм незамужней боярыни.

Рядом с женщиной на рисунке изображен мужчина (71 (2)). На князе:

островерхий венец, похожий на корону;

кафтан с широкими рукавами, из-под которых виднеются рукава сорочки;

мягкие красные сапоги, украшенные бляшками и бусинами.

Оплечье, подол и нагрудник также украшены бляшками. Сама ткань кафтана темно-красная, с орнаментом и кринами.

На рисунке 75 представлены реконструкции костюмов древнерусской знати и горожан. А рисунок 76, 78 показывает нам крестьянскую одежду (по материалам курганов вятичей).

Из прошлого в настоящее

За неизвестностью кроется много всего интересного. Даже одежда требует продолжения разбора, чтобы познать всю значимость ее для древнего человека. Ведь каждый элемент мог быть дополнен в каждом конкретном случае, какой-либо важной деталью, которая молчаливо давала много информации окружающим.

Поэтому наиболее любознательных впереди ожидает долгий и интересный путь.

P. S. Все иллюстрации с реконструкцией одежды славян взяты из журнала «Советская археология» и выполнены Сабуровой М. А.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector